Материалы
Счастье «Чехарды» - «Сергиевские Ведомости», 18. 11.2011
Этой заметкой мне хочется поздравить наш «Театральный Ковчег» с творческой удачей – детским спектаклем «Чехарда».
Несомненно, на детских спектаклях проверяется серьёзность театра: талант режиссёров, мастерство актеров, слаженность труппы, общая ансамблевость театра: уровень его композиций, направленность идей, жизнеспособность.
Спектаклем «Чехарда», представляющим три сказки Корнея Чуковского, театр открыл свой новый зал – малый, камерный, детский – не знаю, как сложится в дальнейшем его название; а состоит он из сцены и пяти рядов зрительских мест, и на «Чехарду» невозможно достать лишний билетик – сажать зрителей при аншлаге просто некуда.
Поэтому, дорогие земляки, заботьтесь о билетах на этот спектакль заранее. Что ни спектакль – зал полон. Казалось бы, при таком успехе почему бы не играть «Чехарду» на основной сцене? И её-то, говоря о «Театральном Ковчеге», тесном, как в первый день наводнения, не поворачивается язык назвать «большой». Но здесь одна из хитростей режиссёра Александра Швецова: действие поучительных историй Корнея Чуковского приближено к каждому ребёнку, каждый зритель в камерном пространстве – участник «Чехарды». Потому-то так легко включаются в разговор с артистами наши малыши, обычно стеснительные, потому-то так прилежно внимают происходящему озорники и непоседы, да и у взрослых горят глаза радостными улыбками. Это подтвердит любой артист, занятый в спектакле: таких лиц не увидишь на современной загруженной заботами улице. Потому что на сцене – настоящая чехарда ярких костюмов, царство игры, веселья, раскованности, непосредственности; движение, смех, песни, считалки… Поэтому, как ответ – смех детишек в зале, и детсадовцы, и младшие школьники сами включаются в игру: это их стихия! Cтихия, которую современное техногенное общество отогнало куда-то на задворки сознания… Без игры дети не смогут развиваться, и здесь педагогическое мужество театра не переоценить. Почему я говорю – мужество? Да ведь создать такой спектакль непросто. Час актёры играют на едином дыхании – но за этим спрятана колоссальная работа.
Здесь настоящие «Корней-чуковские» чудеса кроются в радужном ящике-декорации, здесь А. Швецовым найдена та мера условности, что скорее является не условностью, а гиперреальностью. Так, невозможно назвать условным костёр, на котором «горит» Айболит – артист Александр Суюшев. Весь «костёр» - всего лишь коробка, и «Чехарде» не надо никаких технических ухищрений, кроме технического мастерства режиссерской мысли и актёрской игры: воображение творит свою реальность, а вот стимулировать работу воображения зрителей – настоящее театральное чудо.
Здесь сказки дедушки Корнея связывают воедино замечательные песни-зонги и стихи, созданные специально для спектакля поэтом Григорием Глазовым, привнесшим в «Чехарду» динамику театра Бертольда Брехта. И брехтовскую социальность тоже: дети, уходя из театра, повторяли девизы – строки песен, такие, как «Старших надо слушаться». Из скучного назидания строчка
стала лично прожитым уроком, вынесенным из весёлого театра намного раньше, чем из горькой жизни. И в этом тоже педагогическое мастерство и мужество создателей «Чехарды».
Легко запоминают дети заводную Девочку – актрису Марину Петухову, нежную Акулу – Юлию Медведеву; узнают Таракана, Айболита, (а за кадром – виртуоза-барабанщика) Александра Суюшева, подопечного Мойдодыра – Романа Иконникова, доброго Крокодила – Игоря Курылёва.
Спектакль «Чехарда» действительно дорогого стоит. Не случайно, как пришедших
оценить драгоценность, перед началом спектакля детей встречают художественный руководитель театра Вячеслав Смирнов и администратор Татьяна Можаева.
Остаётся сказать о названии «Чехарда». Чехардой называлась игра, где прыгают
через друг дружку. Игра эта ушла из повседневности, как исчезла куда-то и добротная спортивная подготовка наших детей. На гастролях цирка «Фиеста» в нашем городе клоун построил одну из реприз на «чехарде»: вызвал наудачу десять школьников из зала, зная заранее, что никто не сможет показать ловкость в игре: будут потешно валиться, садиться друг другу на головы, обеспечивая зрительский смех, но ни один не перепрыгнет через спину наклонившегося
перед ним… Слабые руки. Нет силы в ногах. Нет смекалки и реакции: чуть согнуть колени. Нет смелости. Нет, нет, нет… И всё это клоун знал заранее! И знал обо всех! И продумал «достойный» выход из репризы: предлагал проползать под ногами у цепочки «чехарды»: это-то у новых поколений легко получалось!
А ещё «чехарда» в древнерусском языке значило – счастье. Много детей в доме
– счастье. Одному играть в чехарду не получится, да и двое – слабая цепочка. «Чехарда» - это дети мал-мала меньше, напоминает нам словарь Великорусского языка Владимира Даля. «У него семья чехарда, полно ребят», «Ходит он чехардой, толпой, ватагой», «Чехарда – счастье», - приводит Даль старорусские пословицы.
Ведите, дорогие земляки, детишек на «Чехарду». На театральный час счастья.
Наталья Мартишина
В десятый раз в старинном подмосковном городе встретятся театры из России и других стран.
Уважаемые участники! Скачать заявку на участие и другие документы фестиваля вы можете здесь:
• ЗАЯВКА
• ПОЛОЖЕНИЕ
• ИЗВЕЩЕНИЕ
Фестиваль – это несколько показов в день на площадках Сергиево-Посадского округа, профессиональные мнения критиков, режиссёров, художников, а также непосредственная реакция зрителя.
В основных номинациях выберут лучшую мужскую и женскую роли, актёрский ансамбль и сценографию, оценят оригинальность и мастерство режиссуры, и только одна работа получит гран-при.
Спектакли по традиции передают идеи гуманизма, рассказывают о ценностях российской культуры и исторических событиях. Зарубежные коллективы помимо этого представляют спектакли по отечественной и иностранной классике и образцы современной драматургии.
Отличие фестиваля «У Троицы» этого года: особые сценические штрихи к 225-летию Александра Пушкина и по случаю 150-летия актёра, режиссера и теоретика театра Всеволода Мейерхольда.
Подробную информацию можно найти в Заявке и Положении о фестивале. Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры Московской области.
Забронировать и купить билет через кассу театра: +7(496) 545-75-75
Сервис «Электронный билет» — круглосуточно
Срок бронирования билетов: 24 часа.
Обращаем внимание, что бронь на билеты автоматически снимается по истечении срока бронирования.
• Муниципальное задание на 2022 год
• План финансово-хозяйственной деятельности на 2022 год
• Информация о материально-техническом обеспечении предоставления услуг
• Независимая оценка оказания услуг учреждения культуры
УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ МБУК «ТЕАТР-СТУДИЯ «ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОВЧЕГ»
• Постановление об изменении названия театра
• Информация о среднeмесячной заработной плате руководителей театра
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
• План мероприятий по противодействию коррупции
• Положение о конфликте интересов